История Кировской дамбы Казани. По картам во времени Казань построена у устья впадения Казанки в Волгу Долгое время Казанка текла не так как сейчас, в тоже время Волга вынуждала казанцев защищаться в паводки и половодья. Кроме того, необходимость транспортного соединения требовало обеспечения непрерывности сухопутного движения. Вот и строили горожане мосты и дамбы для езды в Москву.
Наиболее ранним найденным планом с указанием дороги на месте будущей Кировской дамбы является план Казани 1739 года. Характерным здесь является наличие Алацкой дороги на севере, Галецкой дороги и Московской дороги. Вероятнее всего Московская дорога и есть будущая Кировская дамба.
Если посмотреть на план губернского города Казани 1817 года, то на месте будущей дамбы можно увидеть две тонкие линии дорог. Вот что писал об этом способе добраться до Казани казанский виноторговец Кокорев в 1858 году: «Бывало, если приедешь в Казань ночью, со стороны Нижнего... то и сиди тут до утра... Между городом и [Адмиралтейской] слободою пять верст, но это пространство и не думай переехать ночью: ямы, овраги с водой, грязь невылазная...» Также видна протока от Казанки к Волге — речка Ичка, что делает Адмиралтейскую слободу на тот момент островом.
На плане города Казани 1848 года дамба прочерчена ровной линией, соединяющей Адмиралтейскую слободу и Мокрую слободу. Вероятно это связано с деятельностью губернатора Сергея Шипова (1789 - 1876), который в 1842 году начал реализовывать проект по строительству новой пристани в устье Казанки и насыпной семивёрстной дамбы до города. Тонкими линиями видно и другую дорогу уже с мостом.
Тем не менее дамбу сдали в 1849 году и тогда же по краям дамбы высадили деревья, которые своими корнями укрепляли склоны. На плане губернского города Казани с окрестностью XVIII века указана дамба с мостом и названа как Изъ Москвы. Выше уже было отмечено, что направление на Москву характерно именно для этой дамбы, а не для расположенной севернее нынешней Кремлёвской дамбы. Вероятно, что транзитной дорогой была именно эта.
На карте города Казани 1860 года дамба указывается более подробно, где видно, что было несколько насыпей и несколько мостов.
Аналогичную картину можно наблюдать на карте Казани и части реки Волги 1877 года.
Карта Казани с окрестностями 1879 года техника Кванина показывает дамбу подробно с несколькими мостами и даже отмечен полицейский пост.
На карте Казани конца XIX века дамба указана как просто Дамба, вероятно, как единственная в округе. Здесь можно увидеть уже построенную железную дорогу, но как отдельный элемент инфраструктуры.
План Казани 1899 года на арабском языке также показывает наличие множества мостов и насыпей. При этом железная дорога вроде как располагается на своей дамбе.
На плане Казани 1914 года издания Горуправы дамба указана схематически и поименована как Земская дамба, и опять же отдельно от железной дороги. План города Казани 1926 года показывает, что железнодорожный мост один, но мостов на дамбе для проезда транспорта два.
На карте Казани 1939 года Кировская дамба показана как Старая дамба. Это связано с тем, что была построена и Новая дамба, соединяющая вокзал и пристани.
И в заключении фрагмент спутниковой карты Казани и части Татарстана 1962 года, которая показывает, что старое русло Казанки уже перекрыто, поймы Волги и Казанки заполнены водой, а устье Казанки находится там, где и сейчас. Всё это явилось результатом строительства Куйбышевской, а ныне Жигулёвской ГЭС и дальнейшим формированием Куйбышевского водохранилища.
Вероятно, что до строительства ГЭС ниже Казани, Волга в паводки и половодье поднималась достаточно высоко, и место, где сейчас Кировская дамба подтапливалось. Более полноводная Волга поднимала Казанку, а в определённый момент Казанка начинала сливаться с Волгой как раз у дамбы, делая Адмиралтейскую слободу де-факто островом. В тоже время, пересекать Казанку было удобнее по Кировской дамбе, поэтому и железную дорогу проложили именно здесь. Перед строительством Жигулёвской ГЭС уже было известно, до какого уровня поднимется уровень воды в Волге, и были проведены работы по укреплению набережных у Казани. В результате построили новый железнодорожный и автомобильный мосты на Кировской дамбе, затем засыпали старое русло и новые воды Казанки потекли по существующему руслу. А до строительства третьей транспортной дамбы, в 1976 году, основной транспортный поток проходил по Кировской дамбе, ну и часть, конечно, шла по Ленинской.
Сейчас протяженность Кировской дамбы составляет 1,46 километра, и до строительства третьей транспортной дамбы, в 1976 году, основной транспортный поток проходил как по Кировской дамбе, так и по Ленинской. Copyright © 2004-2020, gradmir.narod.ru |