Из Казани в Ульяновск и обратно. По картам во времени Исторически Казань и Симбирск соединены хорошей транспортной артерией в виде реки Волги. Характерно, что по течению Волги можно добраться до Ульяновска, а обратно можно добраться по течению Свияги. Но Свияга — река не приспособлена для судоходства типа коммерческого, так что не особенно и воспользуешься. Тем более климат такой, что навигация занимает только часть года.
Таким образом, необходимость сухопутного сообщения между этими городами является весьма важной. Это было известно давно, и уже на карте Фёдора Чёрного 1779 года можно проследить этот путь.
Из, тогда, Синбирска дорога идёт на север, пересекает Свиягу, и первый населённый пункт обозначен как Кешки. Сейчас, видимо, это Чувашские Кищаки. Далее дорога поднимается до Буинского, идёт на север до Девликеево, и доходит до Бурундуков. Взяв восточнее дорога ещё раз пересекает Свиягу и доходит до Макулово. Оттуда дорога направляется Услону, где, вероятно, уже была переправа через Волгу на Казань. На более поздней карте границ губерний России конца 18 века дорога показана иначе.
Начинаясь от Симбирска дорога доходит до Шумовки, а далее до Елшанки. Елшанка, видимо, одна из многих Елшанок Ульяновской области, но на современной карте ближе всего к указанной на карте Елшанке — село Елховое Озеро. Затем дорога проходит через Буинск и приходит в Кабаланов Куст. При этом дорога идет круто на восток, и это видимо схематичное расположение деревни Кабаланов Куст, хотя современная деревня Кабаланы находится скорее западнее. Далее дорога идёт к населённому пункту Чибирча, это нынешняя деревня Сибирчи. Севернее дорога проходит через уже известные Бурундуки и приходит в Сейтова, нынешнее Сеитово. Затем дорога, видимо схематично, доведена до Казани. Создается впечатление, что дорога идёт по левому берегу Волги, но это не так. И это видно на дорожной карте Российской Империи 1809 года
Здесь от Симбирска до Буинска путь прежний, а далее дорога проходит через Быкбулатов — это современные Кабаланы. Далее Чибирчи, Бурундуки, Сеитово, и затем правильный путь до не указанного Верхнего Услона. В 1816 году появилась подробная карта Российской Империи и близлежащих заграничных владений. Столистовая карта подробно описывает путь из Симбирска в Казань.
Позднее путь имеет либо уточнение, либо укрупнённое описание дороги, как, например, на карте 1829 года
В целом можно говорить, что направление получило более-менее устойчивую траекторию. Но некоторые участки со временем менялись. Одним из таких участков было место у села Макулово. В частности, судя по специальной карте Западной части России Шуберта 1832 года дорога проходила через Сеитово.
Это хорошо видно на карте РККА Татарстана 1939 года.
Это видно и на международной миллионной карте мира 1964 года, то есть дорога проходила южнее и проходила через Сеитово.
На более поздних картах дорога проходит севернее Ситово. Хорошо видны траектории этих дорог на спутниковых фотографиях 1977 года. Макулово находится слева внизу снимка. От Макулово круто вправо уходит старая дорога на село Сеитово, которое почти в центре снимка. Более пологая северная дорога — новее. Этот крюк через Сеитово произошёл из-за русла речки и довольно высокого холма.
Со временем на дорогу стало наноситься асфальтовое покрытие, но некоторые участки оставались грунтовыми до начала 1990-х годов: в частности описанный участок у Сеитово. Была построена массивная дамба, и дорога стала обходить Сеитово. Карта 1989 года однозначно показывает путь в обход Сеитово, и дорога уже имеет обозначение Р241. Также на карте РККА Татарстана 1939 года виден участок у Уланово. Здесь уже освоенная дорога показана оранжевым, но виден участок, идущий строго на юг, на Егидерево. Здесь асфальтовое покрытие появится только к концу 1990-х и станет участком новой, более короткой дороги Казань — Ульяновск.
Несмотря на то, что карта РККА Татарстана датируется 1939 годом, на самом деле она, скорее всего, 1941 года или позднее. Это связано с тем, что на этой карте уже обозначена железная дорога — Волжская рокада, построенная в 1941 году. Железная дорога и дорога из Казани в Ульяновск пересекаются у Куланги и идут почти параллельно до Ульяновска. Но с другой стороны, это может быть и проектное решение, так как реальная железная дорога фактически идет по-другому.
Дальнейшее развитие дорога Казань — Ульяновск получила в результате строительства в 1990-х годах в Чувашии и Татарстане нового участка трассы М7 «Волга». Эта трасса стала проходить от Тюрлемы до Набережных Морквашей, и именно с одним из участков трассы и произошло соединение дороги из Казани в Ульяновск. Однако на общегеографической карте Республики Татарстан 1993 года ещё нет дороги, соединяющей Р241 с М7, но мост через Волгу уже показан.
А на карте окрестностей Казани 1994 года автомобильный мост у Набережных Морквашей всё ещё не показан.
Также интересно расположена дорога на карте 2000-го года. Здесь виден перекрёсток Нижний Услон — Верхний Услон — Лесные Моркваши. Но дорога в Лесных Морквашах уходит строго на север, прямиком к Набережным Морквашам. Вероятно это проектное решение, и реализовано оно не было.
Современный участок проходит в сторону Иннополиса. В 2019 году начались работы по реконструкции и строительству трассы М7, что затронуло и развязку с Р241, которая также подверглась реконструкции. В 2022 году на картах Яндекса появились данные, что дорога становится длиннее и продлевается почти до Самары.
Дорога стала проходить через Дмитровград и доходить до трассы М5. Copyright © 2004-2020, gradmir.narod.ru |