Трёхлитровая стеклянная банка

gradmir

история и жизнь

Трёхлитровая стекля́нная ба́нка
Одна из наиболее распространённых стеклянных упаковок.
Имеет стандартный объём и предназначена для хранения и транспортировки жидких и консервированных продуктов.
Также трёхлитровые банки нередко находят применение для хранения сыпучих продуктов.
Банки такого объёма нашли массовое использование в быту для заготовки домашних консервов.

Помимо этого, такие банки в СССР считались надёжным средством для хранения денежных накоплений.
Кроме того, трёхлитровая банка особенно ценилась как дополнительный источник дохода у лиц с низким уровнем жизни.

Трехлитровая банка

Общая история

Как упаковка стеклянная тара известна с глубокой древности. Стеклянные флаконы и бутылочки использовались в Египте и Сирии ещё в 4 тысячелетии до новой эры. Изобретение прессованного стекла в 1824 году инициировало начало изготовления стеклянной тары в промышленных масштабах. Сначала было налажено производство стеклянных бутылок, затем появились стеклянные банки[1].

Идея использовать стеклянные банки для консервирования (как и сам способ консервирования продуктов) принадлежит французскому повару и кондитеру Апперу. Его изобретение 1804 года было представлено в 1809 году в Обществе поощрения искусств в Париже. Заключение специальной комиссии, созданной для изучения результатов изобретения, было положительным. И за своё изобретение Аппер получил награду от Наполеона [2].

В России первые стекольные заводы появились в XVII веке, но по-настоящему расцвет русского стеклоделия начинается в XVIII веке. В начале XVIII века в Карачевском , Севском и Трубчевском уездах уже действовали 9 небольших заводов, которые выпускали «скло простое пузырями» и «белое и простое скло»[3]. Широкое производство стеклотары было налажено к XIX веку[1].

Роль стеклянной трёхлитровой банки в советской жизни

После революции к концу 30-х годов советской власти удалось перевести стекольное производство на новые методы хозяйствования, наладив выпуск и продажу банок в больших количествах[4]. Качество (включая прозрачность стекла) и размеры банок регламентировались специальными стандартами[5]. Ассортимент был представлен объёмами: 0,2 литра (так называемая «майонезная баночка»); 0,5 л; 0,7 л; 1 л; 1,5 л; 2 л; 3 л; 10 л[4].

И всё же производство не могло удовлетворить потребности населения: банки, особенно трёхлитровые, представляли товар повышенного спроса[6][7] и были популярной российской тарой[8]. Они широко использовались для домашнего консервирования овощей, фруктов и иных заготовок[4]. По сравнению с другой стеклотарой, трёхлитровые банки вмещали больше продуктов, снижая трудозатраты при готовке. Кроме того, их использование экономило место, занимаемое при хранении заготовленных продуктов. В некоторых семьях счёт заготовленных на год солений шёл на сотни[4]. Трёхлитровая банка с соленьями превратилась в своеобразный «код русского быта-бытия»[9]. Поэтому оптовые продажи трёхлитровых банок постоянно увеличивались, вызывая рост их производства[4]

.

При этом стеклотара оставалась дефицитным товаром. Население СССР зачастую покупало продукты в стеклянных банках ради упаковки[10]. Помимо консервирования, трёхлитровые банки широко использовались как тара при покупке кваса, молока[10], пива[11][12]. Другим назначением банок было хранение в них сыпучих продуктов, таких как сахар, крупа[10].

Стеклянные трёхлитровые банки как надёжная тара, обеспечивающая хорошую сохранность содержимого, использовались для захоронения денег в кладах[13]. Отмечается, что в России «народ веками самым надёжным банком считал трёхлитровую банку»[14]. Цеховики , вынужденные скрывать нелегальные доходы, закатывали свои рубли в трёхлитровые стеклянные банки и закапывали на огородах или на дачах[13].

Помимо этого вторичное использование стеклотары было источником дохода для лиц с низким уровнем жизни. Существовали специальные приёмные пункты, покупавшие у населения пустую стеклотару[15][16]. Вырученные от продажи деньги позволяли скромно прожить до наступления лучших времён или просто до следующей зарплаты. В определённом смысле стеклотара в СССР принадлежала к числу культовых предметов. А трёхлитровая банка в этом ряду была настоящим богатством[17]. Например, деньги, выплаченные за одну трёхлитровую банку, позволяли купить две буханки хлеба[18].

После перестройки

В 2000-х годах в связи с изменившейся ситуацией в стране на рынке продуктов питания потребность в трёхлитровых банках стала заметно ниже[4]. Трёхлитровая банка стала почти не нужна на рынке стеклотары[19]. Но те жители постсоветского пространства, кто остался верен традициям домашних заготовок, продолжают использовать трёхлитровые банки и берегут их[6]. Однако упаковка в форме трёхлитровой банки советских времён вновь завоёвывает свои позиции при продвижении продуктов на современном рынке. Отмечается, что такой дизайн упаковки становится для потребителя символически значимым атрибутом. По мнению исследователей, это явление выходит за рамки чисто коммерческого проекта и представляет собой феномен современной российской культуры[20].

Констатируя изменение ценностных ориентиров в современном обществе и говоря о «моделировании образа советской России в иронико-ностальгическом ключе» в качестве примера приводят и трёхлитровую банку[21]. Вспоминая традицию хранения денег в этой таре, говорят, что подпольным предпринимателям в СССР трёхлитровые банки «заменяли офшоры»[13][21].

В то же время дизайн трёхлитровой банки используется при создании арт-объектов для благотворительных целей, например, в Санкт-Петербурге и Мытищах [22][23].

Примечания

  1. 1 2 Архангельская К. Справочник упаковщика. Всеобщая история упаковки
  2. Белюсева Л. Это было недавно //Наука и жизнь. 2006, № 10
  3. Смирнова Е. П. Русское стекло. Начальная пора // Московский государственный объединённый художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник (сайт)
  4. 1 2 3 4 5 6 Банки 3 литра //Сайт компании "Торговый дом «ГЛАВСТЕКЛОТАРА»
  5. См., например:
  6. 1 2 Трехлитровая история   (англ.). Гласстрейддизайн. Дата обращения 11 октября 2020.
  7. Обзор российского рынка стеклянной банки в 2008 году
  8. Лезвина В. Продукция консервного завода «Русский» недоступна ставропольским потребителям /Русское чудо //Ставропольская правда, 28 июля 2010 года
  9. Козлов С. Печальной тайны объясненье //ВНовгороде.ру/ 11.09. 2019.
  10. 1 2 3 Куликов И. Вещь в советской повседневности: изменение значений и функций//СССР. Жизнь после смерти. — М.: Издательский дом Высшая школа экономики, 2012. — ISBN 978-5-7598-0977-7 . С. 172—189.
  11. Жданова М. История петербургского пива //Санкт-Петербург. Ру. 15 мая 2015.
  12. Полонникова А. Битва за пиво история — очередей в СССР // Все новости Новосибирской области. 05.01.2019.
  13. 1 2 3 Усачев М. Торговля на службе социализма: цеховики // RETAILER.ru, 10 октября 2018
  14. Пастухов В. Ощибка президента //ПОЛИТ.РУ, 21 февраля 2010.
  15. Как изменится город после обновления системы утилизации стеклотары // Вечерняя Москва, 27 мая 2019.
  16. Разбогатеть на стекле: в России хотят возродить прием бутылок //Москва24. 10 августа 2017
  17. Самойлов О. Вторичная жизнь //Костромские ведомости, 11 ноября 2014.
  18. Битьё моё трёхлитровое. Почему в России никому не нужны стеклянные банки // Аргументы и Факты. 2018, № 4 (24.01.2018).
  19. Подольская Е. На рынке стеклотары главное попасть в нишу /Комментарий К. Толкачева/ /Южноуральская панорама, 09.09.2013
  20. Кусимова Т. Б., Шмидт М. А. Ностальгическое потребление: социологический анализ // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований) vol. 8, no. 2. 2016
  21. 1 2 Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Ассоциативные проекции слова в игровом контексте //Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2019, №17
  22. В банку надёжнее, чем в банк //Русский меценат, 22 августа 2019
  23. Памятник трехлитровой банке установят в Мытищах, он будет спасть жизни детей //Подмосковье сегодня. 16 мая 2019.

Copyright © 2004-2020, gradmir.narod.ru



Hosted by uCoz